Маленькие шаги – большая защита

09 Июнь 2025

Что каждый из нас может сделать для защиты детей?

Маленькие шаги – большая защита

Изображение freepik

На детской площадке звучит громкий смех малышей, и кажется, что всё вокруг наполнено радостью. Но вдруг сквозь эту радость пробивается тихий голос: «Вы видели мою сестру?». Это спрашивает мальчик, с надеждой смотря в глаза прохожих. Его голос тих, почти потерян. Его слова – почти шёпот, а взгляд – полон тревоги. В этот момент всё вокруг словно замирает.

Тысячи детей исчезают без следа, и мы продолжаем искать ответы. Время от времени мы слышим о трагедиях, о пропавших детях, о семьях, которые навсегда потеряли часть своей жизни. Недавно мы писали о Дне защиты детей – празднике мечты и заботы. Но есть и другая дата, менее радостная – 25 мая, Международный день пропавших детей. Этот день напоминает нам о тех, кто оказался в тени, о тех, кто нуждается в нашей помощи и внимании.

Почему пропадают дети?

Пропажа ребёнка – это страшно. И ужасает далеко не статистика или новостные ленты. Страшно то, что пропажи детей – это трагедии,  разрушающие судьбы и оставляющие после себя раны, которые никогда не заживут. За каждым исчезновением стоит история – разорванная семья, сломанная жизнь, потерянное будущее. Тишина, которая приходит после исчезновения маленького счастья, кричит громче всего; потому что появляется пустота, наполненная страхом, болью и безысходностью.

Причины исчезновений бывают самыми разными. Иногда дети убегают из дома, пытаясь скрыться от конфликтов, насилия или других сложных семейных обстоятельств. Другие попадают в опасные ситуации, потому что доверились незнакомцам или оказались в неправильном месте в неподходящее время. Бывают случаи похищений как по злому умыслу, так и по преступным схемам торговли людьми. Часто исчезновения связаны с психологическими проблемами или зависимостями, когда дети не могут найти поддержку и уходят в мир, где их никто не ищет.

Но несмотря на все различия, есть одна общая черта: дети, оказавшиеся в опасности, остаются без защиты. Их судьбы часто решаются мгновенно. И именно поэтому важно научиться замечать возможные риски, вовремя реагировать и создавать мир, в котором дети будут чувствовать себя защищёнными.

Как помочь детям, оказавшимся в опасности?

Когда речь идёт о безопасности детей, бездействие становится самым опасным врагом. Часто именно равнодушие и нежелание вмешиваться приводят к трагедиям, которые можно было бы предотвратить. Каждый из нас может сыграть важную роль – заметить проблему и помочь тем, кто оказался в беде. Помощь не всегда требует героических поступков; иногда достаточно простого внимания и готовности действовать.

Быть неравнодушным

Главное правило: увидев подозрительную ситуацию, не проходить мимо. Помочь можно разными способами: сообщить в полицию, обратиться в специальные службы или подключиться к поисковым отрядам.

В России действует система «ЛизаАлерт», которая за 15 лет спасла тысячи детей. Присоединиться к общему делу можно с помощью пожертвования или в качестве волонтёра.

Поисково-спасательный отряд в 2021 году даже открыл выставку, посвящённую историям пропавших детей. Выставка «7» представляла собой семь железных конструкций в виде спиралей, внутри которых от первого лица были рассказаны истории пропавших и погибших детей. Некоторые из них подверглись сексуальному насилию, другие стали жертвами несчастных случаев и равнодушия родных. Истории пропавших детей настолько страшные и тяжёлые эмоционально, что экспозицию закрыли и присвоили ей возрастной рейтинг 18+. Но сейчас также есть возможность узнать о судьбах пропавших детей и пережить эту трагедию вместе с ними. На сайте поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» представлена виртуальная экспозиция «7»

В Европе же работает горячая линия Child Focus – 116 000. По этому номеру можно сообщить о пропаже или помочь в поисках.

Даже один репост может спасти человека. Бывают истории, когда спустя годы люди узнавали пропавших по фото в социальных сетях. Распространение информации – мощный инструмент, который помогает объединить усилия и найти ребёнка быстрее.

Диалог, который спасает

Часто дети не делятся своими проблемами, потому что боятся быть непонятыми или наказанными. Родители, учителя и взрослые должны стать теми, кто не только слушает, но и слышит без осуждения. Иногда простой вопрос: «Как ты?» – может стать началом спасения.

Но многие взрослые не умеют правильно разговаривать с детьми, потому что просто не знают, как это делать.

Диалог возможен только там, где ребёнок чувствует себя в безопасности. Без этого никакие слова не найдут отклика. Взрослый должен показывать своим поведением, что ему можно доверять. Только в такой атмосфере ребёнок сможет открыться и рассказать о том, что его тревожит.

Как создать атмосферу доверия и провести разговор?

  1. Наладьте зрительный контакт. Глаза взрослого и ребёнка должны быть на одном уровне. Это создаёт ощущение равенства и безопасности. Зрительный контакт должен быть устойчивым и доброжелательным. Известно, что глаза никогда не врут, поэтому будьте аккуратны и следите за переменой взгляда малыша.

  2. Говорите с ребёнком, как со взрослым человеком, но при этом не забывайте, что он ребёнок. На первый взгляд, это правило может показаться странным и запутанным. Но здесь всё просто: нужно найти тонкую грань между любопытством ребёнка и уважением к его личности. К сожалению, многие взрослые не понимают, что даже у пятилетнего ребёнка уже могут быть свои принципы, ценности и взгляды. Любое проявление самостоятельных мыслей они списывают на детскую глупость и отсутствие опыта. Но дети всё понимают. И мы должны научиться видеть в них личности.

  3. Не спешите. Делайте паузы перед тем, как перейти к следующей мысли. Дайте ребёнку возможность осмыслить услышанное. При этом сохраняйте те же выражение лица и эмоции, с которыми говорили: добрый взгляд и улыбку.

  4. Задавайте отрытые вопросы и ждите реакции ребёнка. Это стимулирует его использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «О чём ты переживаешь?» – вместо: «Ты грустишь?».

  5. Используйте практику активного слушания. Не перебивайте ребёнка. Наберитесь терпения и выслушайте его, ведь ребёнок имеет право свободно поделиться своими мыслями и переживаниями. Ребёнок также имеет право проявить любопытство и задать вопрос. И это вовсе не означает, что он глупый и совсем ничего не понимает.

Важно говорить с ребёнком так, чтобы установить с ним диалог. И при этом подходе необходимо отказаться от так называемых «стоп-фраз». Ниже приведены примеры, которые помогут вам понять разницу между неправильными и правильными формулировками:

Неправильная фраза

Правильная фраза

«Не ори!»

«Я тебя слышу, ты можешь говорить потише»

«Хватит плакать!»

«Я вижу, что тебе грустно. Расскажи, что случилось?»

«Ты опять всё испортил!»

«Я вижу, что ты старался, давай вместе разберёмся, что у тебя получилось и что можно сделать лучше»

«Ты совсем глупый? Ты так ничего и не понял!»

«Давай я объясню ещё раз, чтобы было понятнее»

«Ты что, глухой?»

«Услышь меня, пожалуйста»

«Ты что, совсем слепой?»

«Обрати на это внимание, пожалуйста, это правда важно»

«Не трогай! Положи на место!»

«Пожалуйста, аккуратно обращайся с этим. Я расскажу, почему это важно»

Доверие – это залог успешного диалога. Только ощущая поддержку, ребёнок сможет рассказать о своих переживаниях и получить необходимую помощь.

Знание – оружие против опасности

Знание – это мощное оружие, которое помогает защитить ребёнка и снизить риск возникновения опасных ситуаций. Обучение детей основам безопасности, умению распознавать потенциальные угрозы и обращаться за помощью – важная тема, которую нужно поднимать в разговорах с детьми.

В школах, детских садах и общественных центрах должны регулярно проводиться тренинги и беседы, которые дают теоретические знания и формируют практические навыки. Чем больше ребёнок знает о том, как вести себя в опасной ситуации, тем больше шансов, что он сможет правильно среагировать и избежать беды.

Помимо объяснения правил, обучение должно включать моделирование ситуаций, ролевые игры и обсуждение возможных вариантов действий. Ребёнок должен чувствовать себя уверенно и знать, что в любой сложной ситуации он может обратиться за помощью и получить поддержку.

Как одна пропажа изменила мир навсегда?

Иногда от пропажи не спасает ничего. Всё становится бессмысленным, и последний шанс на спасение растворяется.

Одной из таких трагических историй стала судьба одного шестилетнего мальчика из Нью-Йорка. Его звали Итан Патц.

25 мая 1979 года он не дошёл до автобусной остановки. На протяжении десятилетий его искали тысячи американцев: фотографии Итана размещали во всех изданиях, выводили на экраны Таймс-сквер и даже печатали на молочных пакетах. Только в 2012 году, спустя 33 года, убийца признался в содеянном и был приговорён к пожизненному заключению.

В 1983 году президент Рональд Рейган объявил 25 мая Национальным днём пропавших детей, а позже был открыт центр, который круглосуточно принимал заявки о пропаже несовершеннолетних.

И вот что удивительно: несмотря на все усилия, технологии и законы, именно исчезновение Итана Патца стало первым громким сигналом, который заставил общество обратить внимание на проблему. Цена этому – жизнь Итана, он так и не вернулся домой... Его история переворачивает все представления о помощи и напоминает, что даже самые масштабные усилия не могут вернуть утраченное.

И в этом – самая страшная правда: защита детей начинается не с громких акций и законов, а с того, чтобы мы не переставали видеть их каждый день, в их обычной жизни. Потому что иногда потерять ребёнка – значит потерять его ещё до того, как он исчезнет.

Полина Евстафьева