Почему важно говорить с ребёнком о его диагнозе?

09 Июнь 2025

«Мама, почему я не такой, как другие дети?» — вопрос, который застаёт врасплох, ведь в нашей культуре до сих пор жива идея: «Лучше как можно дольше держать ребёнка в неведении, чтобы уберечь его от неприятной правды». Но реальность такова, что если диагноз остаётся невысказанным, он не исчезает — а превращается в тревогу, недоверие к себе и близким или внутренний протест. Почему говорить с ребёнком о его диагнозе не только важно, но и необходимо — обсуждаем с экспертами

Почему важно говорить с ребёнком о его диагнозе?

Изображение freepik

Тишина, которая пугает

Ирина Булах — семейный психолог, арт-терапевт, дефектолог и мама ребёнка с аутизмом — подчёркивает: если ребёнку не говорят о его диагнозе, он все равно почувствует свою инаковость.

«Любой ребёнок, даже с психическими нарушениями, в какой-то момент понимает, что он отличается. Если об этом не говорят, нарастает тревога, которая может перейти в психосоматику или даже самоповреждения. Часто ребёнок не осознаёт, откуда это напряжение, и только разговор может вернуть ему опору».

Эту мысль подтверждает и Виктория Крапивцева, психолог для родителей подростков:

«Если вы хотите, чтобы ребёнок был с вами честен, вы тоже должны быть честны с ним. Это его тело, ему с ним жить, и он имеет право знать, что с ним происходит».

Такой подход формирует не только доверие между взрослым и ребёнком, но и развивает важный для жизни навык саморефлексии: «Я знаю, кто я, знаю, как это называется, и учусь с этим жить».

Подготовить — значит защитить

По мнению Ольги Ивановой, семейного психолога и основательницы центра «Иволга», говорить с ребёнком важно не только ради его внутреннего спокойствия, но и для его социальной защиты.

«Мы никогда не знаем, кто и когда обратит внимание на особенности ребёнка — это может быть нетактичный одноклассник или учитель. Гораздо лучше, чтобы ребёнок уже знал о себе к этому моменту. Тогда он не будет в слабой позиции».

Психологи всё чаще говорят о важности формирования у ребёнка идентичности, основанной не на диагнозе, а на понимании и принятии своих особенностей. Уверенность становится бронёй против насмешек, стыда и внутреннего самообесценивания.

Когда начинать?

В этом вопросе эксперты единодушны: чем раньше, тем лучше. Важно лишь учитывать уровень развития и возможности коммуникации.

«Говорить можно даже с младенцем, — считает Виктория Крапивцева. — Вопрос в другом, что поймёт ребенок».

Ирина Булах уточняет:

«Никогда не рано начать называть диагноз вслух. Даже если вы просто произносите его дома, между делом, спокойно, не делая из этого трагедии — это уже большой вклад в нормализацию темы».

Ольга Иванова добавляет:

«С 3 лет уже точно нужно про это рассказывать, но важно, чтобы родитель  сам для себя уже проработал эту информацию». 

Как говорить — в зависимости от возраста

Диалог о диагнозе — это не один разговор, а целый процесс. И каждый возраст требует своей формы.

Ирина Булах рекомендует:

«Для малышей подойдут комиксы, сказки, мультфильмы. Для школьников — доверительные беседы или видео. А если ребёнок использует альтернативную коммуникацию, например PECS-карточки — можно использовать и их».

Ольга Иванова приводит образный пример:

«Дети с диабетом, например, представляют болезнь как кусочки сахара в крови. Нужно придумать для ребёнка понятный и не пугающий образ диагноза — будь то ДЦП, аутизм или эпилепсия. Главное — сделать это доступным».

Это не означает упростить правду до лжи. Это значит — говорить на понятном языке.

А что, если родитель сам боится?

Главный парадокс в том, что разговор о диагнозе часто пугает не ребёнка, а взрослого.

«Если родитель тревожится, это сразу чувствуется ребёнком. Он тоже начнёт бояться, но не самого диагноза, а того, что это — что-то ужасное, раз даже мама не может спокойно об этом говорить», — объясняет Ирина Булах.

Поэтому первым шагом должна быть работа над собой. Виктория Крапивцева советует родителям задать себе вопрос:

«Что помогло бы мне принять такую информацию о себе?»

Может быть, спокойная обстановка, участие, слова поддержки. Всё это нужно будет дать ребёнку — но сначала себе.

«Когда родитель принял диагноз, только тогда он может говорить о нём спокойно. А спокойствие — главный ориентир для ребёнка», — добавляет Ольга Иванова.

Честность — это забота

Говорить с ребёнком о его диагнозе — это не акт жестокой откровенности. Это проявление уважения, любви и заботы. Это способ сказать: «Я рядом. Ты не странный. Ты — это ты. И это хорошо».

Каждый разговор может быть непростым, особенно в начале. Но именно с этого начинается путь к принятию — себя, своего тела, своей жизни. И если взрослый готов пройти его первым — ребёнок обязательно пойдёт следом.

София Жовнир