Почему важно говорить с ребёнком о его диагнозе?
09 Июнь 2025«Мама, почему я не такой, как другие дети?» — вопрос, который застаёт врасплох, ведь в нашей культуре до сих пор жива идея: «Лучше как можно дольше держать ребёнка в неведении, чтобы уберечь его от неприятной правды». Но реальность такова, что если диагноз остаётся невысказанным, он не исчезает — а превращается в тревогу, недоверие к себе и близким или внутренний протест. Почему говорить с ребёнком о его диагнозе не только важно, но и необходимо — обсуждаем с экспертами

Тишина, которая пугает
Ирина Булах — семейный психолог, арт-терапевт, дефектолог и мама ребёнка с аутизмом — подчёркивает: если ребёнку не говорят о его диагнозе, он все равно почувствует свою инаковость.
«Любой ребёнок, даже с психическими нарушениями, в какой-то момент понимает, что он отличается. Если об этом не говорят, нарастает тревога, которая может перейти в психосоматику или даже самоповреждения. Часто ребёнок не осознаёт, откуда это напряжение, и только разговор может вернуть ему опору».
Эту мысль подтверждает и Виктория Крапивцева, психолог для родителей подростков:
«Если вы хотите, чтобы ребёнок был с вами честен, вы тоже должны быть честны с ним. Это его тело, ему с ним жить, и он имеет право знать, что с ним происходит».
Такой подход формирует не только доверие между взрослым и ребёнком, но и развивает важный для жизни навык саморефлексии: «Я знаю, кто я, знаю, как это называется, и учусь с этим жить».
Подготовить — значит защитить
По мнению Ольги Ивановой, семейного психолога и основательницы центра «Иволга», говорить с ребёнком важно не только ради его внутреннего спокойствия, но и для его социальной защиты.
«Мы никогда не знаем, кто и когда обратит внимание на особенности ребёнка — это может быть нетактичный одноклассник или учитель. Гораздо лучше, чтобы ребёнок уже знал о себе к этому моменту. Тогда он не будет в слабой позиции».
Психологи всё чаще говорят о важности формирования у ребёнка идентичности, основанной не на диагнозе, а на понимании и принятии своих особенностей. Уверенность становится бронёй против насмешек, стыда и внутреннего самообесценивания.
Когда начинать?
В этом вопросе эксперты единодушны: чем раньше, тем лучше. Важно лишь учитывать уровень развития и возможности коммуникации.
«Говорить можно даже с младенцем, — считает Виктория Крапивцева. — Вопрос в другом, что поймёт ребенок».
Ирина Булах уточняет:
«Никогда не рано начать называть диагноз вслух. Даже если вы просто произносите его дома, между делом, спокойно, не делая из этого трагедии — это уже большой вклад в нормализацию темы».
Ольга Иванова добавляет:
«С 3 лет уже точно нужно про это рассказывать, но важно, чтобы родитель сам для себя уже проработал эту информацию».
Как говорить — в зависимости от возраста
Диалог о диагнозе — это не один разговор, а целый процесс. И каждый возраст требует своей формы.
Ирина Булах рекомендует:
«Для малышей подойдут комиксы, сказки, мультфильмы. Для школьников — доверительные беседы или видео. А если ребёнок использует альтернативную коммуникацию, например PECS-карточки — можно использовать и их».
Ольга Иванова приводит образный пример:
«Дети с диабетом, например, представляют болезнь как кусочки сахара в крови. Нужно придумать для ребёнка понятный и не пугающий образ диагноза — будь то ДЦП, аутизм или эпилепсия. Главное — сделать это доступным».
Это не означает упростить правду до лжи. Это значит — говорить на понятном языке.
А что, если родитель сам боится?
Главный парадокс в том, что разговор о диагнозе часто пугает не ребёнка, а взрослого.
«Если родитель тревожится, это сразу чувствуется ребёнком. Он тоже начнёт бояться, но не самого диагноза, а того, что это — что-то ужасное, раз даже мама не может спокойно об этом говорить», — объясняет Ирина Булах.
Поэтому первым шагом должна быть работа над собой. Виктория Крапивцева советует родителям задать себе вопрос:
«Что помогло бы мне принять такую информацию о себе?»
Может быть, спокойная обстановка, участие, слова поддержки. Всё это нужно будет дать ребёнку — но сначала себе.
«Когда родитель принял диагноз, только тогда он может говорить о нём спокойно. А спокойствие — главный ориентир для ребёнка», — добавляет Ольга Иванова.
Честность — это забота
Говорить с ребёнком о его диагнозе — это не акт жестокой откровенности. Это проявление уважения, любви и заботы. Это способ сказать: «Я рядом. Ты не странный. Ты — это ты. И это хорошо».
Каждый разговор может быть непростым, особенно в начале. Но именно с этого начинается путь к принятию — себя, своего тела, своей жизни. И если взрослый готов пройти его первым — ребёнок обязательно пойдёт следом.
София Жовнир