Ценности в истоках

09 Июнь 2025

Релиз церемонии награждения победителей московского этапа IV всероссийского конкурса по истории предпринимательства «Наследие выдающихся предпринимателей России»

Фото из личного архива авторов

«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно погибшим»

К.С. Станиславский

Предпринимательство – это не закрытое общество с пометкой только для взрослых. Это мощная сфера, в которой успеха при желании и высоком уровне трудолюбия добиваются все: и взрослые, и дети. 

Предпринимательство также – история не только про деньги. Особенно если речь идёт о России, в истоках бизнес-направления которой находятся меценатство и благотворительность. Наши первые предприниматели – люди, которые по-настоящему хотели достичь всеобщего блага. И добивались этого. Павел Третьяков, Савва Морозов, Дмитрий Голицын, Варвара Морозова – вот лишь некоторые имена из списка меценатов, которые стали настоящими лидерами социальных изменений.

Многие ли знакомы с ними их деятельностью? Взрослые, возможно, и да. А вот дети, подростки, молодёжь? Для того, чтобы в новом поколении вырастали продолжатели идей исконно российского, ценностно-ориентированного предпринимательства, был создан конкурс «Наследие выдающихся предпринимателей России», участники которого знакомятся с историей предпринимательства нашей страны, погружаются в судьбы меценатов и обретают необходимый смысловой фундамент. В этом году на конкурс поступило 1 532 работы из 68 регионов России, в том числе – 389 заявок из Москвы.

Этот конкурс – отличная возможность для школьников и студентов сделать первый шаг в сфере предпринимательства именно в российских реалиях и добиться в ней своих первых достижений, так как его цели позволяют раскрыть сущность российского культурного кода в бизнес-среде и погрузиться в него. Среди этих целей можно выделить основные:

Изучение и популяризация наследия выдающихся предпринимателей, меценатов и благотворителей России, внёсших большой вклад в развитие экономики, культуры, науки, образования и социальной сферы нашей страны;

Повышение интереса молодёжи к предпринимательской деятельности за счёт знакомства с историей российского предпринимательства и вдохновляющими историями успеха выдающихся предпринимателей России;

Популяризация созидательного, социально-ответственного предпринимательства, традиций меценатства и благотворительности в современном обществе.

Миссия конкурса – Служение – также позволяет прочувствовать культуру российского предпринимательства. Каждый из участников, изучив тот или иной аспект истории предпринимательства, смог проникнуться смыслом Служения – конкретным людям, обществу, стране – и увидеть истинную суть предпринимательства – делать мир лучше и приносить пользу окружающим.

Московский этап конкурса реализован Музеем предпринимателей, меценатов и благотворителей совместно с Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы, а также при поддержке Гранта Мэра Москвы. На церемонии награждения организаторы раскрыли миссию конкурса необычным способом – через цитаты предпринимателей:

«На свою деятельность предприниматели смотрели не только и не столько, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчёта»

П.А. Бурышкин

«Моя идея был с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях»

П.М. Третьяков

«… был известен как идейный издатель, выдающийся финансист и более всего как замечательный по своим нравственным качествам человек»

О К.Т. Солдатенкове

После вводной части на сцену приглашали успешных людей, чтобы они поделились опытом, дали советы и сказали напутственные слова. Также организаторы, наставники и гости поздравляли участников и друг друга с Днём предпринимательства.

«Идти вперёд, даже если не получается», – цитата одной из ярких выступающих Оксаны Ашировой – основательница проекта «По вузам». Она рассказала три истории, которые отражают её сложный путь и напоминают, что нельзя сдаваться, даже когда кажется, что ничего не получается.

Первая история связана с людьми, которых мы видим почти каждый день, – с охранниками. В 17 лет, поступая в университет, Оксана начала ездить по разным вузам Москвы, чтобы познакомиться с их атмосферой и программой и выбрать лучший вариант. Однако на каждом шагу её встречали отказом: охранники не пускали её внутрь, а двери, казалось, были закрыты для неё и её идей. Тогда девушка поняла, что многие абитуриенты сталкиваются с такой же проблемой – возможность посетить университеты ограничена лишь днями открытых дверей. Так родилась идея проекта, который позволит на протяжении всего года проводить экскурсии и образовательные туры по крупным вузам Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска и других городов России, тем самым даря будущим студентам возможность лучше узнать учебные заведения и сделать осознанный выбор.

Однако путь к реализации проекта был непростым. После окончания магистратуры Оксана решила, что пришло время запускать проект «По вузам», но не знала, с чего начать. Как и многие в зале, она участвовала в различных конкурсах и мероприятиях, где её проект заметила и поддержала заместитель министра образования и науки Ольга Викторовна Петрова. «В любом деле важен наставник», – отметила Оксана, подчеркнув, насколько важна поддержка опытных специалистов на пути к успеху.

Но и это было лишь началом испытаний. Перед запуском проекта команда получилась 28 отказов от потенциальных инвесторов! Казалось, можно было опустить руки, но каждый отказ лишь подбадривал Оксану, её наставника и команду. 

«Каждый отказ делал нас ещё драйвовее и злее. Мы верили, что найдётся человек, фонд, бизнес-ангел, который поверит в нас и вместе с нами задрайвит этот проект. И вот, 29-й инвестор – Илья Чех – поверил и поддержал проект. Поэтому не бойтесь! Отказы только вдохновляют, и чем больше вы упорствуете, стремитесь и верите в себя и в свой проект, тем выше шанс, что у вас всё получится!», – поделилась Оксана.

Эта история – настоящее подтверждение того, что успех приходит к тем, кто не боится идти вперёд, несмотря на трудности. Истории других участников также показывают, что предпринимательство – это не только прибыль, но и служение обществу, искреннее желание приносить пользу и делать мир лучше. Именно в этом и состоит истинное наследие выдающихся предпринимателей России – миссия, которая объединяет поколения и вдохновляет на новые свершения.

В поздравлении с Днём предпринимательства Дмитрий Александрович Несветов, председатель Совета МГО «ОПОРЫ РОССИИ» отметил: «Более 30 лет я уже в бизнесе и управлении. Одна из самых больших проблем бизнес-процессов – это соотнесение теории и практики. На эту тему написано огромное количество литературы, но жизнь постоянно вносит свои коррективы. Например, Альберту Эйнштейну, который тоже занимался вопросами соотнесения теории и практики, приписывают знаменитый афоризм: «Практика – это когда всё получается, но непонятно почему; теория – когда всё понятно, но ничего не получается». Наша задача и задача этого конкурса – сделать так, чтобы и всё было понятно, и всё получалось. Чего я вам всем и желаю в этот торжественный день!».

Церемония награждения московского этапа IV Всероссийского конкурса по истории предпринимательства «Наследие выдающихся предпринимателей России» стала не просто торжественным событиям, но и настоящим источником вдохновения. Множество примеров того, как молодое поколение учится ценить и продолжать традиции социально-ответственного бизнеса, наполнили зал энергией и верой в будущее.

Этот конкурс основан на поддержке и понимании. Помощь наставников, вера в идею и упорство – вот те опоры, которые помогают молодым предпринимателям преодолевать преграды и воплощать свои проекты в жизнь. Конкурс «Наследие выдающихся предпринимателей России» продолжит свою работу, открывая новые имена и поддерживая тех, кто готов нести свет знаний и созидания в будущее нашей страны. 

Наставники ведут участников не только к успешному предпринимательству, но и к ценностям и смыслам. 

***

«Ну а пока предприниматели развивают ценностно-смысловую экономику, мы развиваем ценностно-смысловую журналистику», – журналисты социального медиа Soulcial.

Екатерина Кувшинова и Полина Евстафьева

 

Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент перейти к тарифам
Вернуться на страницу рубрики