Маленькие шаги – большая защита
09 Июнь 2025Что каждый из нас может сделать для защиты детей?

На детской площадке звучит громкий смех малышей, и кажется, что всё вокруг наполнено радостью. Но вдруг сквозь эту радость пробивается тихий голос: «Вы видели мою сестру?». Это спрашивает мальчик, с надеждой смотря в глаза прохожих. Его голос тих, почти потерян. Его слова – почти шёпот, а взгляд – полон тревоги. В этот момент всё вокруг словно замирает.
Тысячи детей исчезают без следа, и мы продолжаем искать ответы. Время от времени мы слышим о трагедиях, о пропавших детях, о семьях, которые навсегда потеряли часть своей жизни. Недавно мы писали о Дне защиты детей – празднике мечты и заботы. Но есть и другая дата, менее радостная – 25 мая, Международный день пропавших детей. Этот день напоминает нам о тех, кто оказался в тени, о тех, кто нуждается в нашей помощи и внимании.
Почему пропадают дети?
Пропажа ребёнка – это страшно. И ужасает далеко не статистика или новостные ленты. Страшно то, что пропажи детей – это трагедии, разрушающие судьбы и оставляющие после себя раны, которые никогда не заживут. За каждым исчезновением стоит история – разорванная семья, сломанная жизнь, потерянное будущее. Тишина, которая приходит после исчезновения маленького счастья, кричит громче всего; потому что появляется пустота, наполненная страхом, болью и безысходностью.
Причины исчезновений бывают самыми разными. Иногда дети убегают из дома, пытаясь скрыться от конфликтов, насилия или других сложных семейных обстоятельств. Другие попадают в опасные ситуации, потому что доверились незнакомцам или оказались в неправильном месте в неподходящее время. Бывают случаи похищений как по злому умыслу, так и по преступным схемам торговли людьми. Часто исчезновения связаны с психологическими проблемами или зависимостями, когда дети не могут найти поддержку и уходят в мир, где их никто не ищет.
Но несмотря на все различия, есть одна общая черта: дети, оказавшиеся в опасности, остаются без защиты. Их судьбы часто решаются мгновенно. И именно поэтому важно научиться замечать возможные риски, вовремя реагировать и создавать мир, в котором дети будут чувствовать себя защищёнными.
Как помочь детям, оказавшимся в опасности?
Когда речь идёт о безопасности детей, бездействие становится самым опасным врагом. Часто именно равнодушие и нежелание вмешиваться приводят к трагедиям, которые можно было бы предотвратить. Каждый из нас может сыграть важную роль – заметить проблему и помочь тем, кто оказался в беде. Помощь не всегда требует героических поступков; иногда достаточно простого внимания и готовности действовать.
Быть неравнодушным
Главное правило: увидев подозрительную ситуацию, не проходить мимо. Помочь можно разными способами: сообщить в полицию, обратиться в специальные службы или подключиться к поисковым отрядам.
В России действует система «ЛизаАлерт», которая за 15 лет спасла тысячи детей. Присоединиться к общему делу можно с помощью пожертвования или в качестве волонтёра.
Поисково-спасательный отряд в 2021 году даже открыл выставку, посвящённую историям пропавших детей. Выставка «7» представляла собой семь железных конструкций в виде спиралей, внутри которых от первого лица были рассказаны истории пропавших и погибших детей. Некоторые из них подверглись сексуальному насилию, другие стали жертвами несчастных случаев и равнодушия родных. Истории пропавших детей настолько страшные и тяжёлые эмоционально, что экспозицию закрыли и присвоили ей возрастной рейтинг 18+. Но сейчас также есть возможность узнать о судьбах пропавших детей и пережить эту трагедию вместе с ними. На сайте поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» представлена виртуальная экспозиция «7».
В Европе же работает горячая линия Child Focus – 116 000. По этому номеру можно сообщить о пропаже или помочь в поисках.
Даже один репост может спасти человека. Бывают истории, когда спустя годы люди узнавали пропавших по фото в социальных сетях. Распространение информации – мощный инструмент, который помогает объединить усилия и найти ребёнка быстрее.
Диалог, который спасает
Часто дети не делятся своими проблемами, потому что боятся быть непонятыми или наказанными. Родители, учителя и взрослые должны стать теми, кто не только слушает, но и слышит без осуждения. Иногда простой вопрос: «Как ты?» – может стать началом спасения.
Но многие взрослые не умеют правильно разговаривать с детьми, потому что просто не знают, как это делать.
Диалог возможен только там, где ребёнок чувствует себя в безопасности. Без этого никакие слова не найдут отклика. Взрослый должен показывать своим поведением, что ему можно доверять. Только в такой атмосфере ребёнок сможет открыться и рассказать о том, что его тревожит.
Как создать атмосферу доверия и провести разговор?
-
Наладьте зрительный контакт. Глаза взрослого и ребёнка должны быть на одном уровне. Это создаёт ощущение равенства и безопасности. Зрительный контакт должен быть устойчивым и доброжелательным. Известно, что глаза никогда не врут, поэтому будьте аккуратны и следите за переменой взгляда малыша.
-
Говорите с ребёнком, как со взрослым человеком, но при этом не забывайте, что он ребёнок. На первый взгляд, это правило может показаться странным и запутанным. Но здесь всё просто: нужно найти тонкую грань между любопытством ребёнка и уважением к его личности. К сожалению, многие взрослые не понимают, что даже у пятилетнего ребёнка уже могут быть свои принципы, ценности и взгляды. Любое проявление самостоятельных мыслей они списывают на детскую глупость и отсутствие опыта. Но дети всё понимают. И мы должны научиться видеть в них личности.
-
Не спешите. Делайте паузы перед тем, как перейти к следующей мысли. Дайте ребёнку возможность осмыслить услышанное. При этом сохраняйте те же выражение лица и эмоции, с которыми говорили: добрый взгляд и улыбку.
-
Задавайте отрытые вопросы и ждите реакции ребёнка. Это стимулирует его использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «О чём ты переживаешь?» – вместо: «Ты грустишь?».
-
Используйте практику активного слушания. Не перебивайте ребёнка. Наберитесь терпения и выслушайте его, ведь ребёнок имеет право свободно поделиться своими мыслями и переживаниями. Ребёнок также имеет право проявить любопытство и задать вопрос. И это вовсе не означает, что он глупый и совсем ничего не понимает.
Важно говорить с ребёнком так, чтобы установить с ним диалог. И при этом подходе необходимо отказаться от так называемых «стоп-фраз». Ниже приведены примеры, которые помогут вам понять разницу между неправильными и правильными формулировками:
Неправильная фраза |
Правильная фраза |
«Не ори!» |
«Я тебя слышу, ты можешь говорить потише» |
«Хватит плакать!» |
«Я вижу, что тебе грустно. Расскажи, что случилось?» |
«Ты опять всё испортил!» |
«Я вижу, что ты старался, давай вместе разберёмся, что у тебя получилось и что можно сделать лучше» |
«Ты совсем глупый? Ты так ничего и не понял!» |
«Давай я объясню ещё раз, чтобы было понятнее» |
«Ты что, глухой?» |
«Услышь меня, пожалуйста» |
«Ты что, совсем слепой?» |
«Обрати на это внимание, пожалуйста, это правда важно» |
«Не трогай! Положи на место!» |
«Пожалуйста, аккуратно обращайся с этим. Я расскажу, почему это важно» |
Доверие – это залог успешного диалога. Только ощущая поддержку, ребёнок сможет рассказать о своих переживаниях и получить необходимую помощь.
Знание – оружие против опасности
Знание – это мощное оружие, которое помогает защитить ребёнка и снизить риск возникновения опасных ситуаций. Обучение детей основам безопасности, умению распознавать потенциальные угрозы и обращаться за помощью – важная тема, которую нужно поднимать в разговорах с детьми.
В школах, детских садах и общественных центрах должны регулярно проводиться тренинги и беседы, которые дают теоретические знания и формируют практические навыки. Чем больше ребёнок знает о том, как вести себя в опасной ситуации, тем больше шансов, что он сможет правильно среагировать и избежать беды.
Помимо объяснения правил, обучение должно включать моделирование ситуаций, ролевые игры и обсуждение возможных вариантов действий. Ребёнок должен чувствовать себя уверенно и знать, что в любой сложной ситуации он может обратиться за помощью и получить поддержку.
Как одна пропажа изменила мир навсегда?
Иногда от пропажи не спасает ничего. Всё становится бессмысленным, и последний шанс на спасение растворяется.
Одной из таких трагических историй стала судьба одного шестилетнего мальчика из Нью-Йорка. Его звали Итан Патц.
25 мая 1979 года он не дошёл до автобусной остановки. На протяжении десятилетий его искали тысячи американцев: фотографии Итана размещали во всех изданиях, выводили на экраны Таймс-сквер и даже печатали на молочных пакетах. Только в 2012 году, спустя 33 года, убийца признался в содеянном и был приговорён к пожизненному заключению.
В 1983 году президент Рональд Рейган объявил 25 мая Национальным днём пропавших детей, а позже был открыт центр, который круглосуточно принимал заявки о пропаже несовершеннолетних.
И вот что удивительно: несмотря на все усилия, технологии и законы, именно исчезновение Итана Патца стало первым громким сигналом, который заставил общество обратить внимание на проблему. Цена этому – жизнь Итана, он так и не вернулся домой... Его история переворачивает все представления о помощи и напоминает, что даже самые масштабные усилия не могут вернуть утраченное.
И в этом – самая страшная правда: защита детей начинается не с громких акций и законов, а с того, чтобы мы не переставали видеть их каждый день, в их обычной жизни. Потому что иногда потерять ребёнка – значит потерять его ещё до того, как он исчезнет.
Полина Евстафьева